Пещера Шульган-Таш уникальный памятник древней наскальной живописи.
Наскальная живопись
Коллекция палеолитических рисунков в пещере Шульган-Таш насчитывает более 200 изображений.
Большинство из них выполнены красной охрой – природной минеральной краской (гематит). Для изготовления краски первобытные художники смешивали охру с животным жиром или кровью. А для изменения цвета – бросали охру в огонь или добавляли в нее уголь. Так можно было получить разнообразные оттенки от темно-вишневого до фиолетового. Углем же наносили контур.

Большинство изображений пещеры Шульган-Таш выполнены на плотном известняке или натеке в технике живописи. Важной стилистической особенностью является использование рельефа стен: например, на западной панели зала Рисунков некоторые изображения вписаны в фасетки, что придаем им объем.

Изображения животных и антропоморфных существ составляют всего 10 % от общего числа обнаруженных рисунков. Остальные - это символы и знаки. У некоторых рисунков невозможно определить форму из-за плохой сохранности.

Рисунки появились здесь не в один год и даже столетие. Вероятно, первые «картины» были написаны около 19, 6 тысяч лет назад и экспозиция пополнялась несколько тысячелетий.

Набор зооморфных изображений - бестиарий - включает мамонтов, лошадей, носорогов, бизонов и верблюда.
Самым «популярным» животным в пещере Шульган-Таш является мамонт.
На сегодняшний день обнаружено 9 таких рисунков. Они просты, реалистичны,
с хорошо прорисованными ногами и хвостом. Есть изображения мамонтят.

Мамонт
Образ двугорбого верблюда, является уникальным явлением для наскального искусства каменного века.
Верблюд
Также популярно изображение лошади – 8 изображений. Все они имеют хорошо прорисованные гривы, нависающие челки, длинные и толстые хвосты, узкие вытянутые морды.

Помимо животных выделяют 5 антропоморфных фигур. Самое известное и хорошо сохранившееся изображение находится в зале Хаоса. Хотя на это счет есть мнение, что это «поплывшие» изображение животного.

Лошадь.
Антропоморф
Из символов - самым распространенным мотивом в пещере являются трапеции. Они представляют собой перевернутые трапеции с двумя (реже –
с одним) выступами на одной или обеих сторонах верхней части.
За что получили прозвище «трапеции с ушками».

Также встречаются трапеции с узорами, треугольники, четырёхугольники
и с сложные комбинированные знаки
Символы
В распределении изображений
в пещере специалисты видят некоторую закономерность.
В залах первого этажа преобладают обычные символы. Исключением можно считать зале Хаоса, где можно увидеть трех лошадей, верблюда и антропоморфа. На втором этаже, в зале Рисунков, почти все изображения являются зооморфными.

При этом, антропоморфные фигуры всегда встречаются вместе с зооморфными рисунками. Это может говорить о том, что авторы хотели «связать» изображения людей и животных в единых композициях.

Если у вас есть вопросы, мы с радостью на них ответим