В Башкортостане завершилась работа этно-художественного симпозиума «Тура-хан». Проходило мероприятие в самом красивом уголке республики — у пещеры Шульган-Таш. Творцы из Абакана, Ангарска, Баймака, Кирова, Махачкалы, Москвы, Перми и Уфы в течение недели жили и работали в музейном комплексе «Шульган-Таш».
Работы, созданные в рамках симпозиума, будут переданы в фонд галереи будущего Евразийского музея кочевых цивилизаций. До его сдачи картины останутся на временном хранении в музее в Бурзянском районе.
Симпозиум, целью которого было актуализировать этническое изобразительное искусство в республике, популяризировать проект создания Евразийского музея кочевых цивилизаций и историко-культурного музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш», завершился выставкой. На торжественное закрытие мероприятия приехали начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Башкортостана Салават Кулбахтин, директор Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики Данир Гайнуллин и архитектор Евразийского музея кочевых цивилизаций Рустам Алибаев.
— Мы вас приняли в знаковом для республики месте — музее «Шульган-Таш», который был создан по инициативе Главы республики Радия Хабирова. А тематика симпозиума связана с еще одним важным для республики объектом — Евразийским музеем кочевых цивилизаций, — обратился к участникам симпозиума начальник Башкультнаследия Салават Кулбахтин и поблагодарил каждого за их вклад в создание галереи будущего музея.
Директор Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики Данир Гайнуллин, под началом которого и создается Евразийский музей кочевых цивилизаций, отметил результативность мероприятия.
— Пилотный проект, о котором мы мечтали еще с прошлого лета, получился неимоверно результативным. Несмотря на участие всего 12 приглашенных художников, галерею пополнят в разы больше картин. В частности, мы в фонд музея от наших гостей получаем 20 картин и одну скульптуру, — подытожил он.
Куратор симпозиума, творческий его руководитель Ильдар Ганиев рассказал о том, как проходил отбор участников проекта.
– В Казани делали проект, связанный с эпосами и легендами. Там уже подсмотрел за работой некоторых башкирских авторов и решил, если появится республиканский проект, обязательно с ними поработаю. Коллег из регионов частично позвал по совету знакомых художников. Частично нашел сам, увидев их работы в интернете. Так, на первый пилотный проект подобрались одни из лучших. Художников, представляющих разные регионы, объединила тема истории своего народа, обращения к сказаниям, мифам и легендам. Стояла задача их подготовить, чтобы они прониклись нашей историей. Мы посетили основные музеи в Уфе, поднимались к мавзолею Тура-хана, на Торатау. Увидеть наскальные рисунки пещеры Шульган-Таш было важной деталью симпозиума. Вживую видеть наскальную живопись — это совсем другое. Многие еще не осознали важность момента. Надеюсь, что в дальнейшем в своих мастерских на базе этих материалов, в контексте увиденного в республике, родится немало картин.
Если проект продолжится, будем приглашать художников и из других уголков России, соответственно, коллекция будет пополняться, и позволит организовать тематические и даже передвижные выставки. В дальнейшем можем представить и прикладное искусство, графику, — высказался творческий руководитель симпозиума.
Заслуженный художник Башкортостана Салават Гилязетдинов назвал симпозиум самым лучшим проектом в его жизни.
— Здесь все сложилось: прекрасная организация, размещение, питание. Природа настолько располагает к творчеству. Здание музейного комплекса «Шульган-Таш» в контрасте с природой вызывает особое ощущение, от которого не можем отойти до сих пор, — говорит уфимский график и эмальер.
По его словам, работу над оснащением галереи Евразийского музея кочевых цивилизаций нужно продолжать. Фундамент уже есть, участники симпозиума — представители кочевых народов — вложили душу и создали первые картины для будущего музея кочевников. Мероприятие должно быть ежегодным. И каждый симпозиум посвящать разным темам, так или иначе соприкасающимся с миром кочевых цивилизаций. Например, на следующем симпозиуме можно осветить мир женщины степи. И не только на холсте. Ведь дополнительно можно создавать украшения и расписывать платки. А последующий симпозиум посвятить образу коня и воина и другим темам. Так, к открытию музея в Чишминском районе будет собрана ценная коллекция работ.
Салават Гилязетдинов также отметил, что интерес к нашей республике всегда был высокий.
— Имею 18-летний опыт проведения симпозиума в Елабуге. Художники из других регионов всегда спрашивали, почему в Башкортостане нет таких мероприятий. И вот начали же. К нам хотят присоединиться мастера из Саха-Якутии, Алтая и не только. И это сотрудничество можно расширить. Потенциал Башкортостана огромный. Потенциал музея «Шульган-Таш» еще даже не раскрыт. В 2019 году в Уфе организовали выставку «Мифы и легенды народов мира» в искусстве горячей эмали. В республике никогда этой темой не занимались. Со всей России получили работы, организовали выставку и потом отправили ее в г. Новокузнецк. Там настолько потрясла их эта выставка, что они решили создать Центр эмали. Я им разработал концепцию мастерской вплоть до выбора печи. А почему мы не можем создать Центр уральской эмали? Базой мог бы выступить музейный комплекс «Шульган-Таш». Самое главное ведь печь, а она уже есть в лаборатории музея. Нужно лишь закупить медь и стеклянную порошковую эмаль. У нас была бы своя школа эмальерного искусства, со своим лицом, уникальной темой Шульган-Таш. А пока и я, и многие другие мастера работают в других регионах, и наши проекты выставляются как проекты других субъектов. Хочется создать свое, республиканское, чтобы говорили о нашем Башкортостане, приезжали к нам и здесь работали, — поделился мнением заслуженный художник республики Салават Гилязетдинов.
На симпозиуме работали 12 приглашенных авторов и творческий руководитель проекта Ильдар Ганиев. Все авторы — состоявшиеся мастера, работы которых хранятся в музейных и частных собраниях России и мира.
Известная в Европе и в нашей республике автор Сулпан Билалова запечатлела на холсте Бога неба (Күк Тәңреһе), восседающего на вершине горы Торатау. По словам художника, культ Тенгри важен для нашего народа, он совершенствовал национальное экологическое сознание. Сулпан Билаловна отметила, что долго размышляла с каким орудием на руках изобразить «Хранителя горы», и нашла, что орудие горняков — кирка — подойдет лучше, чем трость или кинжалы и сабли — символы войны.
Выступая на выставке, которой завершился симпозиум, московский художник отметила необходимость таких мероприятий. «Давно мечтала, чтобы нас собирали в родной республике. Нам важно работать у себя для своей Родины. Эту традицию необходимо продолжать», — отметила она.
Работа дагестанского живописца Магомеда Даудова напоминает картину поимки Салавата: связанный высокий статный воин с гордо поднятой головой в окружении власть имущих.
— В картине изображена сцена поимки храброго Хочбара. Это герой аварского фольклора, горец, боровшийся за свободу народа в конце века XVII. Сказание прекрасно пересказал в поэме Расул Гамзатов. Столкновения двух враждебных сил — знакомая для всех тема. У каждого народа были свои герои, боровшиеся за свободу народа. Поэтому не удивительно, что многие в лице Хочбара видят своего героя, — говорит Магомед Даудов.
Картина Магомеда, как и остальных художников, получилась монументальной. Гость из Махачкалы отметил, что сжатые сроки симпозиума заставляют четко планировать, чтобы успеть завершить работу, и ребята выкладываются полностью.
Кроме картин в рамках симпозиума была создана скульптура мифического коня. Автор «обожженного временем» черного коня Альфиз Сабиров отметил, что участие на пленэре помогло осуществить мечту работать с деревом.
— Специализируюсь на литье из бронзы, но давно планировал смастерить деревянный объект. Симпозиум «Тура-хан» дал возможность обратиться к природному материалу. Процесс литья занимает полтора месяца. А работу из дерева я смог начать и завершить здесь. Для меня всегда интересны темы преданий, сказаний разных народов. Я подпитываюсь ими и стараюсь показать их через свою призму взглядов в современном мире. В мифологии всегда встречаются совмещения разных существ, образы животных и людей сливаются воедино. Работа, созданная на симпозиуме, тоже из этого числа. Работа называется «Ат» и показывает она мощь и силу, хранящуюся в лошадях. Показатель фундаментальности, супер силы в данном случае — это шесть копыт. Образ коня актуален и особенно важен для тюркских народов. Это существо, которое всегда рядом с героем в любых ситуациях, будь то мирная жизнь, будь то битва. Это Акбузат, Тулпар, единороги и другие сказочные персонажи… Поскольку герой наделяется огромной силой и преодолевает разные препятствия, и конь его должен быть таким же сильным.
В голове было много вариантов формы и покрытия скульптуры. Экспериментируя, обсуждая это с коллегами, пришел к выводу, что покрытие вполне можно решить обжигом. Стихия, которой сложно управлять, помог завершить образ мифического коня. Нам, потомкам своих предков, важно сохранить код, передаваемый из поколения в поколение. Но во многих случаях важная информация утрачивается, теряется, не доходит до нас. В итоге мы собираем частицы информации, стараемся восстановить утраченное. И наш конь, обожженный огнем времени, подталкивает задуматься над тем, каким был мир вчера, каким он будет завтра, — прокомментировал свою работу участник международных выставок Альфиз Сабиров.
Пилотный проект вполне может стать традиционным. По словам Данира Гайнуллина, Башкортостан богат на таланты. Возможно, многие захотят присоединиться. В этом случае не составит большого труда до открытия музея кочевых цивилизаций укомплектовать фонд его галереи.
#Евразийскиймузейкочевыхцивилизаций #мавзолейХусейнБека #мавзолейТураХана #НаследиеБашкортостана #МузейКочевников #пленэр
Работы, созданные в рамках симпозиума, будут переданы в фонд галереи будущего Евразийского музея кочевых цивилизаций. До его сдачи картины останутся на временном хранении в музее в Бурзянском районе.
Симпозиум, целью которого было актуализировать этническое изобразительное искусство в республике, популяризировать проект создания Евразийского музея кочевых цивилизаций и историко-культурного музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш», завершился выставкой. На торжественное закрытие мероприятия приехали начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Башкортостана Салават Кулбахтин, директор Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики Данир Гайнуллин и архитектор Евразийского музея кочевых цивилизаций Рустам Алибаев.
— Мы вас приняли в знаковом для республики месте — музее «Шульган-Таш», который был создан по инициативе Главы республики Радия Хабирова. А тематика симпозиума связана с еще одним важным для республики объектом — Евразийским музеем кочевых цивилизаций, — обратился к участникам симпозиума начальник Башкультнаследия Салават Кулбахтин и поблагодарил каждого за их вклад в создание галереи будущего музея.
Директор Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики Данир Гайнуллин, под началом которого и создается Евразийский музей кочевых цивилизаций, отметил результативность мероприятия.
— Пилотный проект, о котором мы мечтали еще с прошлого лета, получился неимоверно результативным. Несмотря на участие всего 12 приглашенных художников, галерею пополнят в разы больше картин. В частности, мы в фонд музея от наших гостей получаем 20 картин и одну скульптуру, — подытожил он.
Куратор симпозиума, творческий его руководитель Ильдар Ганиев рассказал о том, как проходил отбор участников проекта.
– В Казани делали проект, связанный с эпосами и легендами. Там уже подсмотрел за работой некоторых башкирских авторов и решил, если появится республиканский проект, обязательно с ними поработаю. Коллег из регионов частично позвал по совету знакомых художников. Частично нашел сам, увидев их работы в интернете. Так, на первый пилотный проект подобрались одни из лучших. Художников, представляющих разные регионы, объединила тема истории своего народа, обращения к сказаниям, мифам и легендам. Стояла задача их подготовить, чтобы они прониклись нашей историей. Мы посетили основные музеи в Уфе, поднимались к мавзолею Тура-хана, на Торатау. Увидеть наскальные рисунки пещеры Шульган-Таш было важной деталью симпозиума. Вживую видеть наскальную живопись — это совсем другое. Многие еще не осознали важность момента. Надеюсь, что в дальнейшем в своих мастерских на базе этих материалов, в контексте увиденного в республике, родится немало картин.
Если проект продолжится, будем приглашать художников и из других уголков России, соответственно, коллекция будет пополняться, и позволит организовать тематические и даже передвижные выставки. В дальнейшем можем представить и прикладное искусство, графику, — высказался творческий руководитель симпозиума.
Заслуженный художник Башкортостана Салават Гилязетдинов назвал симпозиум самым лучшим проектом в его жизни.
— Здесь все сложилось: прекрасная организация, размещение, питание. Природа настолько располагает к творчеству. Здание музейного комплекса «Шульган-Таш» в контрасте с природой вызывает особое ощущение, от которого не можем отойти до сих пор, — говорит уфимский график и эмальер.
По его словам, работу над оснащением галереи Евразийского музея кочевых цивилизаций нужно продолжать. Фундамент уже есть, участники симпозиума — представители кочевых народов — вложили душу и создали первые картины для будущего музея кочевников. Мероприятие должно быть ежегодным. И каждый симпозиум посвящать разным темам, так или иначе соприкасающимся с миром кочевых цивилизаций. Например, на следующем симпозиуме можно осветить мир женщины степи. И не только на холсте. Ведь дополнительно можно создавать украшения и расписывать платки. А последующий симпозиум посвятить образу коня и воина и другим темам. Так, к открытию музея в Чишминском районе будет собрана ценная коллекция работ.
Салават Гилязетдинов также отметил, что интерес к нашей республике всегда был высокий.
— Имею 18-летний опыт проведения симпозиума в Елабуге. Художники из других регионов всегда спрашивали, почему в Башкортостане нет таких мероприятий. И вот начали же. К нам хотят присоединиться мастера из Саха-Якутии, Алтая и не только. И это сотрудничество можно расширить. Потенциал Башкортостана огромный. Потенциал музея «Шульган-Таш» еще даже не раскрыт. В 2019 году в Уфе организовали выставку «Мифы и легенды народов мира» в искусстве горячей эмали. В республике никогда этой темой не занимались. Со всей России получили работы, организовали выставку и потом отправили ее в г. Новокузнецк. Там настолько потрясла их эта выставка, что они решили создать Центр эмали. Я им разработал концепцию мастерской вплоть до выбора печи. А почему мы не можем создать Центр уральской эмали? Базой мог бы выступить музейный комплекс «Шульган-Таш». Самое главное ведь печь, а она уже есть в лаборатории музея. Нужно лишь закупить медь и стеклянную порошковую эмаль. У нас была бы своя школа эмальерного искусства, со своим лицом, уникальной темой Шульган-Таш. А пока и я, и многие другие мастера работают в других регионах, и наши проекты выставляются как проекты других субъектов. Хочется создать свое, республиканское, чтобы говорили о нашем Башкортостане, приезжали к нам и здесь работали, — поделился мнением заслуженный художник республики Салават Гилязетдинов.
На симпозиуме работали 12 приглашенных авторов и творческий руководитель проекта Ильдар Ганиев. Все авторы — состоявшиеся мастера, работы которых хранятся в музейных и частных собраниях России и мира.
Известная в Европе и в нашей республике автор Сулпан Билалова запечатлела на холсте Бога неба (Күк Тәңреһе), восседающего на вершине горы Торатау. По словам художника, культ Тенгри важен для нашего народа, он совершенствовал национальное экологическое сознание. Сулпан Билаловна отметила, что долго размышляла с каким орудием на руках изобразить «Хранителя горы», и нашла, что орудие горняков — кирка — подойдет лучше, чем трость или кинжалы и сабли — символы войны.
Выступая на выставке, которой завершился симпозиум, московский художник отметила необходимость таких мероприятий. «Давно мечтала, чтобы нас собирали в родной республике. Нам важно работать у себя для своей Родины. Эту традицию необходимо продолжать», — отметила она.
Работа дагестанского живописца Магомеда Даудова напоминает картину поимки Салавата: связанный высокий статный воин с гордо поднятой головой в окружении власть имущих.
— В картине изображена сцена поимки храброго Хочбара. Это герой аварского фольклора, горец, боровшийся за свободу народа в конце века XVII. Сказание прекрасно пересказал в поэме Расул Гамзатов. Столкновения двух враждебных сил — знакомая для всех тема. У каждого народа были свои герои, боровшиеся за свободу народа. Поэтому не удивительно, что многие в лице Хочбара видят своего героя, — говорит Магомед Даудов.
Картина Магомеда, как и остальных художников, получилась монументальной. Гость из Махачкалы отметил, что сжатые сроки симпозиума заставляют четко планировать, чтобы успеть завершить работу, и ребята выкладываются полностью.
Кроме картин в рамках симпозиума была создана скульптура мифического коня. Автор «обожженного временем» черного коня Альфиз Сабиров отметил, что участие на пленэре помогло осуществить мечту работать с деревом.
— Специализируюсь на литье из бронзы, но давно планировал смастерить деревянный объект. Симпозиум «Тура-хан» дал возможность обратиться к природному материалу. Процесс литья занимает полтора месяца. А работу из дерева я смог начать и завершить здесь. Для меня всегда интересны темы преданий, сказаний разных народов. Я подпитываюсь ими и стараюсь показать их через свою призму взглядов в современном мире. В мифологии всегда встречаются совмещения разных существ, образы животных и людей сливаются воедино. Работа, созданная на симпозиуме, тоже из этого числа. Работа называется «Ат» и показывает она мощь и силу, хранящуюся в лошадях. Показатель фундаментальности, супер силы в данном случае — это шесть копыт. Образ коня актуален и особенно важен для тюркских народов. Это существо, которое всегда рядом с героем в любых ситуациях, будь то мирная жизнь, будь то битва. Это Акбузат, Тулпар, единороги и другие сказочные персонажи… Поскольку герой наделяется огромной силой и преодолевает разные препятствия, и конь его должен быть таким же сильным.
В голове было много вариантов формы и покрытия скульптуры. Экспериментируя, обсуждая это с коллегами, пришел к выводу, что покрытие вполне можно решить обжигом. Стихия, которой сложно управлять, помог завершить образ мифического коня. Нам, потомкам своих предков, важно сохранить код, передаваемый из поколения в поколение. Но во многих случаях важная информация утрачивается, теряется, не доходит до нас. В итоге мы собираем частицы информации, стараемся восстановить утраченное. И наш конь, обожженный огнем времени, подталкивает задуматься над тем, каким был мир вчера, каким он будет завтра, — прокомментировал свою работу участник международных выставок Альфиз Сабиров.
Пилотный проект вполне может стать традиционным. По словам Данира Гайнуллина, Башкортостан богат на таланты. Возможно, многие захотят присоединиться. В этом случае не составит большого труда до открытия музея кочевых цивилизаций укомплектовать фонд его галереи.
#Евразийскиймузейкочевыхцивилизаций #мавзолейХусейнБека #мавзолейТураХана #НаследиеБашкортостана #МузейКочевников #пленэр