Ровно 7 лет назад в пещере Шульган-Таш во время реставрационных работ под руководством Эудаля Гийамета было обнаружено самое древнее в мире изображение двугорбого верблюда, напомнил у себя на странице в соцсети Данир Гайнуллин, директор Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики.
Известный во всем мире эксперт Эудаль Гийамет был приглашен в Башкортостан Даниром Гайнуллиным для расчистки стен пещеры от современных граффити. С 2015-го по 2017 годы в Шульган-Таше прошли шесть экспедиций. Во время последней специалисты занимались участком, где находится панно «Лошади и знаки» в зале Хаоса, и продолжили реставрационные работы, начатые в 1970-е годы экспедицией О.Н. Бадера. Тогда под слоем кальцита появились черты, которые могли быть похожими на антропоморфа, и несколько линий, похожих на ноги.
– Когда продолжили работы по снятию слоя, у антропоморфа начали появляться горбы. Оказалось, что это чудесный верблюд – единственное в своем роде пещерное изображение не только в России, но и в мире. Вы, несомненно, можете быть горды своей уникальной пещерой, – делился впечатлениями потом Эудаль Гийамет.
В древнейшем искусстве каменного века верблюды редки – они есть лишь на гравировке мамонтового бивня в Западной Сибири, а также в пещере Хойт-Ценкер Агуй в Монголии. Но, по словам экспертов, ни один из них не сравнится по красоте и совершенству техники исполнения с рисунком бактриана из Шульган-Таша.
Уран-ториевое датирование образца кальцитового натека части данной композиции показало временной интервал от 14 до 37 тысяч лет назад. Эта находка ставит пещеру Шульган-Таш на тот же уровень, что и известные пещеры мира – Альтамира в Испании, Ласко, Шове, Арси-сюр-Кюр во Франции. Рисунки бактриана из Шульган-Таша оценили центры палеолита в Европе.
Исследования специалистов Института археологии показали, что краска рисунка приготовлена путем смешения красной охры и угля. Центральная часть изображения более насыщенного бордово-красного цвета, боковые – оранжевого. По всей видимости, компонент угля, который дает более насыщенные тона, по бокам вымылся. Открытые ранее соседние изображения геометрической трапеции выполнены таким же пигментом, другие – иными красками.
«Техника исполнения рисунка очень совершенная, пропорции идеальные, формы изображенного животного – правильные, первый горб круглый, второй слегка квадратный, небольшие шерстинки на животе представлены в виде точек. Художник был неплохим, его можно поставить в один ряд с Леонардо да Винчи, — предположил Эудаль Гийамет. – У автора рисунка были четкие идеи в голове. Судя по всему, он рисовал по памяти и видел не одного верблюда, а гораздо больше. Он даже позволил себе некоторые вольности – черную линию под подбородком».
Инициатор не только документирования пещеры, но и зарождения музея «Шульган-Таш», известный российский археолог, ныне покойная Екатерина Дэвлет оценила тогда открытие так:
– В России больше нет памятника такого уровня яркости изобразительного материала, как Капова пещера, где представлен устойчивый репертуар образов: набор геометрических знаков, лошади, мамонты, шерстистые носороги, и каждый рисунок уникален. Но то, что мы сейчас увидели, это только некоторые части картины. Возможно, руки реставратора в ближайшем будущем раскроют те тайны, которые скрыты под слоем кальцита.
Для справки.
Эудаль Гийамет – реставратор из Андорры, работающий с шедеврами мирового наследия. При его участии были отреставрированы настенная живопись кафедрального собора Альби во Франции, Академии ди Спанья в Риме, усыпальницы Нефертари в Египте. Также Гийамет был техническим руководителем росписи купола Микель Барсело в Зале Прав человека и Альянса цивилизаций во Дворце Наций в Женеве. Кроме этого, господин Гийамет имеет большой опыт работы по сохранению наскальной живописи в пещерах, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как Ласко, Шове, Руфиньяк, Арси-сюр-Кюр во Франции, Суэва дель Пендо, Куэва дела Вирхен в Испании. В последние годы Эудаль Гийамет работал в пещерах Эль-Кастильо в Испании и Шульган-Таш в Башкортостане.
#бактриан #верблюдШульганТаша #Пещера_Шульган_Таш #наука #ИКМЗ #НаследиеБашкортостана #ShulganTash #Choulgan_Tach
Известный во всем мире эксперт Эудаль Гийамет был приглашен в Башкортостан Даниром Гайнуллиным для расчистки стен пещеры от современных граффити. С 2015-го по 2017 годы в Шульган-Таше прошли шесть экспедиций. Во время последней специалисты занимались участком, где находится панно «Лошади и знаки» в зале Хаоса, и продолжили реставрационные работы, начатые в 1970-е годы экспедицией О.Н. Бадера. Тогда под слоем кальцита появились черты, которые могли быть похожими на антропоморфа, и несколько линий, похожих на ноги.
– Когда продолжили работы по снятию слоя, у антропоморфа начали появляться горбы. Оказалось, что это чудесный верблюд – единственное в своем роде пещерное изображение не только в России, но и в мире. Вы, несомненно, можете быть горды своей уникальной пещерой, – делился впечатлениями потом Эудаль Гийамет.
В древнейшем искусстве каменного века верблюды редки – они есть лишь на гравировке мамонтового бивня в Западной Сибири, а также в пещере Хойт-Ценкер Агуй в Монголии. Но, по словам экспертов, ни один из них не сравнится по красоте и совершенству техники исполнения с рисунком бактриана из Шульган-Таша.
Уран-ториевое датирование образца кальцитового натека части данной композиции показало временной интервал от 14 до 37 тысяч лет назад. Эта находка ставит пещеру Шульган-Таш на тот же уровень, что и известные пещеры мира – Альтамира в Испании, Ласко, Шове, Арси-сюр-Кюр во Франции. Рисунки бактриана из Шульган-Таша оценили центры палеолита в Европе.
Исследования специалистов Института археологии показали, что краска рисунка приготовлена путем смешения красной охры и угля. Центральная часть изображения более насыщенного бордово-красного цвета, боковые – оранжевого. По всей видимости, компонент угля, который дает более насыщенные тона, по бокам вымылся. Открытые ранее соседние изображения геометрической трапеции выполнены таким же пигментом, другие – иными красками.
«Техника исполнения рисунка очень совершенная, пропорции идеальные, формы изображенного животного – правильные, первый горб круглый, второй слегка квадратный, небольшие шерстинки на животе представлены в виде точек. Художник был неплохим, его можно поставить в один ряд с Леонардо да Винчи, — предположил Эудаль Гийамет. – У автора рисунка были четкие идеи в голове. Судя по всему, он рисовал по памяти и видел не одного верблюда, а гораздо больше. Он даже позволил себе некоторые вольности – черную линию под подбородком».
Инициатор не только документирования пещеры, но и зарождения музея «Шульган-Таш», известный российский археолог, ныне покойная Екатерина Дэвлет оценила тогда открытие так:
– В России больше нет памятника такого уровня яркости изобразительного материала, как Капова пещера, где представлен устойчивый репертуар образов: набор геометрических знаков, лошади, мамонты, шерстистые носороги, и каждый рисунок уникален. Но то, что мы сейчас увидели, это только некоторые части картины. Возможно, руки реставратора в ближайшем будущем раскроют те тайны, которые скрыты под слоем кальцита.
Для справки.
Эудаль Гийамет – реставратор из Андорры, работающий с шедеврами мирового наследия. При его участии были отреставрированы настенная живопись кафедрального собора Альби во Франции, Академии ди Спанья в Риме, усыпальницы Нефертари в Египте. Также Гийамет был техническим руководителем росписи купола Микель Барсело в Зале Прав человека и Альянса цивилизаций во Дворце Наций в Женеве. Кроме этого, господин Гийамет имеет большой опыт работы по сохранению наскальной живописи в пещерах, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как Ласко, Шове, Руфиньяк, Арси-сюр-Кюр во Франции, Суэва дель Пендо, Куэва дела Вирхен в Испании. В последние годы Эудаль Гийамет работал в пещерах Эль-Кастильо в Испании и Шульган-Таш в Башкортостане.
#бактриан #верблюдШульганТаша #Пещера_Шульган_Таш #наука #ИКМЗ #НаследиеБашкортостана #ShulganTash #Choulgan_Tach