Новости

В пещере Шульган-Таш найдено еще одно изображение верблюда.

Он представляет собой подработанный элемент естественного рельефа на большой глыбе посреди зала, на которой, кроме того, есть изображение оленя, сделанное также с использование рельефа поверхности и дорисованное углем.

Как отмечает научный сотрудник музея-заповедника Алексей Солодейников, барельеф очень похож на изображение верблюда, которое было опубликовано первооткрывателем палеолитической живописи Шульган-Таш Александром Рюминым.

– Александр Владимирович за свою короткую деятельность в пещере успел опубликовать несколько фотографий и прорисовок изображений, которые, как он считал, были выполнены в каменном веке. Но возглавивший после ухода Рюмина из заповедника исследования Отто Николаевич Бадер не принял большую часть открытий Рюмина, и считал аутентичными только рисунки, сделанные красной охрой. Среди нынешних исследователей пещеры обнаружение изображений, опубликованных Рюминым, но не известных нам, стало своего рода увлекательной игрой. В последние два десятка лет мы открываем заново его наследие. Так, были обнаружены несколько рисунков черным красителем, скорее всего, углем, и несколько так называемых барельефов. Название это не вполне корректное, поскольку не все изображения этого типа можно обозначить этим термином. По поводу аутентичности и их принадлежности к художественному творчеству среди исследователей идут споры. Но фиксированные Рюминым рисунки являются важной частью репертуара памятника. И без их учета мы имеем, как во времена Бадера, очень фрагментированное представление о творчестве древнего человека в Шульган-Таше, – отмечает Алексей Солодейников.

Количество таких изображений в Каповой пещере сейчас превышает объемы, опубликованные Рюминым. Но особое значение для специалистов музея-заповедника имеет то, что именно это конкретное изображение – верблюда – видел и зафиксировал Рюмин. В науке пока нет четко разработанных методов, которые позволили бы уверенно говорить о том, что подобные «барельефы» имеют следы антропогенного воздействия. Но серийность этих изображений и явное присутствие на некоторых из них следов обработки или красителей заставляют ученых внимательно относиться к ним самим и уважительно к мнению Рюмина.

Специалистам еще предстоит доказать, что «Рюминский» верблюд представляет собой объект древнего искусства. При условии признания аутентичности изображения, это будет вторым древним рисунком бактриана в пещере Шульган-Таш. И это серьезно повышает вероятность того, что верблюд может быть включен в список зверей, которых знали и изображали на Южном Урале не менее двадцати тысяч лет назад.

Кстати, во всей Северной Евразии известны лишь три изображения верблюда, которые могут относиться к древнейшему изобразительному пласту. Это рисунок в пещере Хойт-Цэнкер Агуй в Монгольском Алтае, гравировка на бивне мамонта, случайно найденного около деревни Парусинка в Притомье, и изображение верблюда-бактриана в пещере Шульган-Таш, открытого из-под кальцитового натека в 2017 году в зале Хаоса.

* На фото - прорисовка изображения А. Рюминым.
2022-09-09 09:47